Экология 6 класс(спецкурс)
|
Объяснительная записка.Программа спецкурса «Экология организмов» построена с учётом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития биологических и экологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов.Основная цель программы заключается в ознакомлении учащихся с разнообразием форм отношений между организмами на Земле, с основными формами взаимодействия организмов и их средой обитания, с особенностями эволюции организмов и их ролью в жизни человека и т.д..Учащиеся должны научиться проводить наблюдения за отдельными группами растений и животных на природе и в лаборатории, делать описания своих наблюдений, ухаживать за растениями, учитывая их экологические потребности, проводить наблюдения за изменением состояния организмов в разные периоды года.Программа рассчитана на 17 часов(0,5 ч. в неделю).Предусмотрен контроль знаний в виде проверочных работ и зачетных занятий.Раздел 1. Питание организмов (4 ч.).1. Автотрофы- организмы, синтезирующие из неорганических соединений органические вещества с использованием энергии солнца.2. Хемотрофы- организмы, получающие энергию для синтеза органических веществ за счёт химических реакций.3. Гетеротрофы- организмы, использующие для питания только органические вещества, произведённые другими видами.4. Некрофаги и сапрофаги- потребители отмерших организмов.Раздел 2. Передвижения организмов в различных средах обитания (5 ч.).1. Способы передвижения у животных и растений.2. Виды передвижений, возможные только в воде.3. Прикреплённый образ жизни- его преимущества и недостатки.4. Передвижения по твёрдой поверхности и внутри твёрдых тел.5. Передвижение по воздуху с помощью четырёх способов- пассивного переноса, парашютирования, планирования и свободного полёта.Раздел 3. Приспособления организмов к выживанию в неблагоприятных условиях (2 ч.).1. Приспособления животных и растений пережить длительный холодный период в условиях Сибири.2. Изменение пищевого режима и ритмов активности животных и растений при неблагоприятных условиях.Раздел 4. Эволюционные изменения организмов (3 ч.).1. Эволюция. Естественный отбор организмов, наиболее приспособленных к конкретным условиям среды.2. Селекция.3. Синантропные организмы.Раздел 5. Взаимоотношение человека и окружающих его организмов (1 ч.).1. Роль растений и животных в жизни человека.Раздел 6. Оценка состояния окружающей среды с помощью различных организмов (2 ч.).1. Биоиндикаторы.2. Преимущества биоиндикаторов по сравнению с традиционными методами оценки состояния окружающей среды.Литература:1. Биологический энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1986.2. Дажо Р. Основы экологии.- М.: Прогресс, 1975.3. Фарб П. Популярная экология.- М.: Мир, 1971.4. Гиляров М. С., Криволуцкий Д.А. Жизнь в почве.- М.: Молодая гвардия, 1985.В результате изучения специального курса, обучающиеся должны знать:
должны уметь:
|
|
|
|