«Что мы едим? Экологическое качество продуктов»(занятие элективного курса «Питание и здоровье»для обучающихся 9-х классов)Районный семинар директоров, 28 ноября,2007 г. |
Цели занятия:
Ход занятия 1. Организационный момент (1 - 2 мин) 2. Цели занятия (см. отдельно «Цели занятия» + слайд №2) 3. Повторение изученного материала. Наш спецкурс посвящён изучению проблем питания и здоровья человека. Мы уже много говорили о значении пищи, о роли неорганических и органических веществ в жизни клетки и организма. Давайте немного вспомним пройденный материал ( проводится компьютерное тестирование, тест составлен с использованием программы Captivait) Итак, каково же значение пищи? (см. слайд №3) Каждый день мы кушаем различные блюда. Это могут быть различные салаты, каши, супы и др. Мы можем себе позволить какие-нибудь лакомства: пирожные, мороженое, шоколад и т.д. Что же мы едим? Какие компоненты содержатся в нашей пище? (см. слайд №4)
Эти компоненты оказывают определённое влияние на здоровье человека. (см. слайд №5) Мы подробно изучили материал, посвящённый основным компонентам пищи, которые благотворно влияют на здоровье человека. Давайте проверим, насколько прочно усвоен этот материал. Каждый из вас сейчас пересядет к ПК и пройдёт небольшое тестирование. В тест включены вопросы с выбором одного правильного ответа, нескольких правильных ответов, задания на установление соответствия. Внимательно читайте задания, чтобы не допустить ошибки. Приступаем к тестированию. Закончили! Перед вами лежат листочки, на который вам необходимо внести свой результат и написать свою фамилию. Каков же результат? Вам было предложено 10 заданий. Поднимите, пожалуйста руки:
Сделать вывод о выполненной работе
Наша жизнь напрямую зависит от экологической среды, в которой эта жизнь происходит. В последние десятилетия люди создали мощную отрасль промышленности, которая призвана сохранять продукты питания и перерабатывать их: консервировать, коптить, жарить, вялить, сушить и т. д. Такая пища становится практически не пригодной к употреблению. Помимо компонентов, оказывающих положительное влияние, в пище человека присутствуют чужеродные примеси, отрицательно влияющие на здоровье человека. О них и пойдёт сегодня речь. Запись темы занятия: «Экологическое качество продуктов» «Чужеродные примеси» (по ходу занятия в тетради делать записи) в начале занятия мы уже отмечали, что к чужеродным примесям относятся вредные вещества и болезнетворные бактерии. Поговорим подробнее о вредных веществах. (см. слайд №6) Вредные вещества - это чужеродные для живых организмов химические соединения. Основные источники вредных веществ:
Наиболее распространены следующие вредные вещества (см. слайд №7) Нитраты и нитриты (см. слайд №8) Эти вредные вещества вызывают кислородную недостаточность в тканях, и даже образование злокачественных опухолей. Основными источниками нитратов и нитритов могут стать продукты растениеводства и питьевая вода. Накопление нитратов свойственно многим съедобным растениям (картофель, капуста, томаты, морковь и т. д.) Нитраты в организмах восстанавливаются в нитриты, которые, взаимодействуя с вторичными аминами, образуют канцерогенные нитрозамины. Нитриты используются в качестве добавок при производстве колбасных и рыбных изделий. Поэтому больше всего нитрозаминов обнаружено в:
Для профилактики отравления нитратами и нитритами используют витамин С. (см. слайд №9) Пестициды (см. слайд №10) Это вещества, уничтожающие разные формы жизни. Один из печально известных пестицидов является ДДТ (дихлордифенилтрихлорэтан) Он способен накапливаться в живых организмах, вызывая образование раковых клеток и врождённых уродств у детей. В начале 70-х годов ХХ века ДДТ был запрещён в большинстве развитых стран. Тяжёлые металлы (см. слайд №11) Особого внимания заслуживают свинец и кадмий. Свинец применяется в химической промышленности и образуется в результате работы бензиновых двигателей. Соли свинца нарушают образование белков, поражают нервную и кровеносную систему. Нельзя хранить продукты в глиняной посуде кустарного изготовления со свинцовой глазурью. Описаны случаи отравления ягодами, квасом, которые держали в такой посуде. Не рекомендуется употреблять в пищу продукты питания, собранные вдоль автомобильных дорог. Растения и грибы способны накапливать соединения свинца, которые вызывают отравления у человека. Кадмий. Соединения кадмия, содержащиеся в фосфатных удобрениях, мазуте и дизельном топливе, являются опасными веществами. Они выводят кальций из скелета, в результате чего кости становятся ломкими. Часто в наших магазинах можно увидеть продукцию, которая не соответствует международным стандартам качества: она может содержать патогенную микрофлору, а также специфические наполнители и всевозможные добавки, вредные для здоровья. Кроме того, поставщиков далеко не всегда заботят сроки хранения этих продуктов. Как же в такой ситуации обезопасить себя? Обязательно ознакомьтесь с тем, что написано на упаковке. Обратите внимание на букву Е с индексом, означающую виды пищевых добавок. Каждый индекс несёт информацию о характере воздействия входящего в продукт ингредиента на организм человека. Вот некоторые коды пищевых добавок (см. слайд №12) 4. А сейчас мы проведём практическую работу под названием «О чём может рассказать упаковка» (см. слайд №13) Цель работы: научиться использовать информацию о продуктах питания. Работа в группах (на столах: инструктивная карточка, коды пищевых добавок, упаковки различных продуктов) Каждая группа оглашает результаты своей работы. Подведение итогов. Итак, мы познакомились с основными чужеродными примесями, научились использовать информацию о продуктах питания. А также прошли тестирование, результаты которого приблизили вас ещё на один шаг к получению зачёта по данному спецкурсу. Доброго вам здоровья! Спасибо за работу! (см. слайд №14) Литература:
|
|
|
|