КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ТИХОНОВА С.А. Учитель биологии и экологии, МОУ СОШ №2 г.Асино Томской области В последние годы слово «экология» звучит всё чаще, всё тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от ужасающих фактов преступной травли и убийства природы, а это значит - и себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьём, продукты, которыми питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне. Увы, экологическая ситуация настолько тревожна и пугающа, что хочется закричать: «Опомнитесь, люди, слухи о глобальной катастрофе вовсе не преувеличены!» Ситуация складывается таким образом, что современный человек просто обязан быть экологически грамотным. В последнее время на людей во всём мире обрушивается гигантский поток информации о загрязнении природной среды. Можно было ожидать, что такой мощной лавины более чем достаточно для того, чтобы ликвидировать экологическое невежество. Но, увы, с каждым годом проблема эта обостряется. Необходимо донести до каждого мысль о том, что, только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на Земле. Только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями и помощниками. Следует помнить, что охрана природы - одна из важнейших обязанностей каждого человека. Вот почему формирование личности обучающегося включает в себя, как необходимую составную часть, воспитание в нём правильного отношения к природе, воспитание правильного экологического мышления. Экологическое образование молодёжи - не просто одна из важнейших задач современного общества, это - условие его дальнейшего выживания. В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» определены основные требования по достижению нового «качества образования», которые будут реализовываться через формирование у обучающихся ключевых компетенций Благодатной почвой для формирования основных компетенций является экологическое образование, которое в настоящее время относится к числу наиболее актуальных вопросов образования. Поэтому так важно его содержание, тот научный багаж, фундамент знаний, который должен войти в мировоззрение нового поколения, стать основой его деятельности. Рассматривая цели экологического образования школьников, можно определить различные его уровни: экологическое просвещение, формирование экологического сознания, развитие экологической культуры. Первый уровень - экологическое просвещение - обеспечивает ориентацию школьников в проблеме и соответствующие правила поведения. Он достигается включением экологических сведений как фрагментов учебного материала в уроки или внеклассные занятия (экологическая разминка, экологические экспресс-информации, доклады и рефераты по отдельным экологическим темам и т.п.). Второй уровень - экологическое сознание - предусматривает формирование категориального аппарата мышления обучающихся. Формирование экологического сознания предполагает овладение системой экологических знаний и понятийным аппаратом экологии как учебного предмета (факультатив, спецкурс, учебный предмет). Третий уровень - развитие экологической культуры - приносит осознание обучающимися взаимодействия «природа-человек» как ценности. Экологическое образование возможно реализовать в рамках общеобразовательного учреждения посредством применения:
Результатом использования указанных подходов должно стать формирование экологического сознания обучающихся. Другими словами экологическое образование и воспитание приводит к образованию у обучающихся ценностей и принципов сбалансированного развития общества и природы. Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В.Ф. утверждает: «Метод проектов....очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения» Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе позволяют достичь максимального эффекта с учетом дифференциации обучающихся по степени одаренности, предрасположенности к обучению, желанию получать новые знания, являясь неотъемлемой составляющей образовательного и воспитательного процессов. Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими обучающимися в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный проект или исследование с точки зрения учителя - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся. Проектная работа обучающихся в нашей школе носит системный и целенаправленный характер. В течение учебного года выполняется несколько масштабных, долгосрочных и, как правило, межпредметных проектов. Процесс подготовки проектов является планомерным и регулируемым. Ежегодно, мои ученики участвуют в районной и региональной научно-практических конференциях «Мир вокруг нас» и «Экологические проблемы нашего Причулымья». Участие в конференции предусматривает прохождение двух этапов: заочный, где выявляются работы, достойные защиты, и очный, где обучающиеся выступают на различных секциях со своими исследованиями. Успешно пройдя первый этап, ребята достойно участвовали во втором этапе. В 2008 году Гиголаева Екатерина (10 класс) участвовала в конференции с работой «Шумовое загрязнение окружающей среды». В этом же году Тихонов Вячеслав (8 класс) выступил с работой «Автотранспорт и его влияние на экологию города». Данная работа отмечена дипломом 3 степени. В 2009 году Моисеева Оксана и Рыжова Надежда (9 класс) посвятили свое исследование проблеме аллергии. После выступлений ребятам задают вопросы. Иногда происходит переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы. Чтобы учащиеся смогли приобрести опыт подобной защиты своей исследовательской работы, в старших классах при изучении больших разделов итоговой работой обозначается проектно-исследовательская деятельность. Причем при регулярном использовании этого метода следует менять роли докладчиков и рецензентов. Творческие проекты, как правило, появляются у творчески активных учащихся (одаренные дети). Тематика таких проектов определяется самими учащимися, которые ориентируются на собственные интересы. Уже два года наша школа совместно с МОУ детским дошкольным учреждением №16 «Солнышко» участвует в проекте «Непрерывное экологическое образование на территории Асиновского района». В рамках данного проекта проходила акция «Цветущий микрорайон», в ходе которой два летних периода подряд, учителя школы и воспитатели детского сада вместе со своими воспитанниками занимались благоустройством микрорайона. В прошлом году, например, первоначально были составлены проекты цветников, а затем закипела работа... Школьники вместе с малышами из детского сада сеяли семена цветов, пикировали рассаду, высаживали её на клумбы, в течение лета ухаживали за цветниками. Результаты превзошли все ожидания... На территории заброшенного парка появился цветник с морскими мотивами, между жилыми домами уютно расположилось «Солнышко» и композиция «У деревенского плетня», а от школы в дальнее плавание отправился «Синий кит». Такая совместная деятельность детей разного возраста способствует формированию не только дружеских отношений между ними, но и бережного отношения к природе. Участники проекта проводят работу по привитию экологической культуры среди жителей данного микрорайона. В нашей школе имеется большой пришкольный участок с огородом, парком и цветниками. Для ухода за ними мною была организована творческая группа обучающихся «Экос». Основной работой этих ребят является проектирование и оформление цветников, планирование посадок на школьном огороде. В апреле 2008 года они представили свои проекты на районном семинаре творческой группы учителей биологии, экологии и воспитателей детских садов. Работа детей получила высокую оценку участников семинара. Так как 2008 год был объявлен годом семьи, то из множества смелых идей выбор пал на вариант, которому дали название «Сердце отдаём детям». Ведь школу по праву можно назвать большой дружной семьёй. И уже в июле на зелёной лужайке школьного парка красовалась яркая клумба, радуя своим видом не только своих создателей, но и всех обучающихся школы, их родителей и гостей. Таким образом, приведенные примеры свидетельствуют о формировании у обучающихся необходимых навыков работы с различными источниками информации, умений преподнести и защитить свою точку зрения, и просто научение школьника доводить начатое дело до конца. Занимаясь творческой проектной деятельностью, реализуется личностно-ориентированный подход в обучении, позволяя работать в индивидуальном порядке с обучающимися. Развивать его личные способности и формировать на этой основе творческую деятельную личность. Это метод, при котором ученик становится активным участником образовательного процесса.
Список литературы:
|
|
|
|