|
питание и здоровье 9 класс(элективный курс)
|
Пояснительная записка Данная программа предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 8 часов. В последнее десятилетие отмечается устойчивая негативная тенденция по ухудшению состояния здоровья детей. Сложившаяся ситуация требует поиска новых стратегий, обеспечивающих снижение уровня заболеваемости и сохранения здоровья подрастающего поколения. С другой стороны, современный школьник оказывается лавиной информации о способах сохранения здоровья, лечения, рекламе пищевых продуктов, добавок и т. п., поступающей с экранов телевизора, страниц газет, прилавков магазинов. Ребёнок, подросток не умеет правильно воспринимать и использовать эту информацию, чаще всего не понимает её предназначение. В связи с этим возникает необходимость создать условия для применения знаний о жизнедеятельности организма, установления гармоничных отношений с природой, формировать ответственное отношение к своему здоровью, развивать критическое мышление. Содержание курса включает углубление тем «Химический состав клетки», «Обмен веществ и превращение энергии» базовой программы общеобразовательной школы и предполагает цель: Обеспечить обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий сохранения и укрепления здоровья, связанных с правильным питанием. Данный курс предоставляет возможность учащимся реализовать свой интерес к предмету. Курс ставит задачи: 1. Показать роль неорганических и органических веществ в жизненно важных процессах в организме: обмен веществ и энергии, поддержание постоянства состава внутренней среды организма. 2. Научить оценивать влияние пищевых продуктов, вредных привычек на здоровье человека. Основными формами и методами изучения курса являются лекции, защита рефератов, практикумы по решению задач, лабораторные работы. 1. Введение (1 час) Проблемы здоровья в жизни современного человека и проблемы питания. 2. Роль неорганических и органических веществ в жизни клетки и организма (3 часа) -
Роль неорганических веществ в жизни клетки и организма. Нарушения в состоянии здоровья и заболевания, возникающие при недостатке химических элементов. Продукты питания, лекарственные( витаминные) препараты, биодобавки, содержащие необходимые химические элементы. -
Углеводы - самое распространённое вещество на Земле. Роль углеводов. Заболевания, связанные с нарушением углеводного обмена. -
Белки, их роль. Проблемы дефицита белка. Жиры. Влияние избыточного накопления жиров в организме на здоровье человека. 3. Энергозатраты организма и нормы питания (2 часа) -
Питание человека с большими энергозатратами. Гигиеническая характеристика пищевых продуктов. -
Пищевой рацион и режим питания. 4. Экология питания (2 часа) -
«Что мы едим?». Экологическое качество продуктов питания. -
Способы приготовления и хранения продуктов: пищевые добавки, консерванты, ароматизаторы и здоровье. Предполагаемый результат обучения: • Характеризовать химический состав клетки, его постоянство; значение макро- и микроэлементов клетки; -
Роль ферментов, гормонов и витаминов в организме; -
Обмен веществ и превращение энергии как основа жизнедеятельности организма; -
Факторы здоровья и факторы риска; -
Распознавать безопасные продукты питания; -
Уметь пользоваться современными источниками информации; работать с учебной и научной литературой. Литература 1. Малахов Г.П. Разумное питание. - С-Петербург, 2003. 2. Колесов Д.В. Здоровье и укрепляющие его факторы. - М.: Журнал «Биология в школе». №3, 1989. 3. Суровегина И.Т. Три урока о здоровом образе жизни.// Биология в школе.- №3.-1989. 4. Шурута С.Г. Биология твоего здоровья. Томск, 2004.
|